Закрыть ... [X]

Вышивки крестом архангельск


Орнамент северной народной вышивки разнообразен. Северянки в своих изделиях вышивали традиционные орнаментальные мотивы, используя изображения солнца, птиц, зверей, растительные мотивы, геометрические фигуры, сюжеты.

В основе геометрического орнамента, как правило, лежат, такие элементы, как ромб, квадрат, крест. Геометрический орнамент чаще всего сопровождает сюжетные сцены. Наибольшее распространение геометрический орнамент получил в Мезенском и Лешуконском районах. Здесь его основу составляют ромб и свастика. Вообще изображение ромба было широко распространено и встречалось как в вышивке, так и в ткачестве, вязании. На Севере он сохранился, главным образом в изделиях Мезенского и Лешуконского районах. В вышивке в разных сюжетах он выглядит по-разному и имеет различные значения. Мезенские ромбы нередко заключены в ромбы большого размера. Ромбический узор характерен для перевити (в Мезени -цветная перевить) - вид вышивки, выполняемая по предварительно разреженной ткани, (путём выдёргивания нитей). Ромб с крючками - это знак плодородия.

Солнце - солярный знак, почиталось как источник жизни, к нему обращали в язычестве молитвы о плодородии, обладало очистительной и охранительной силой. Солнце в вышитых узорах отображалось по-разному, то это был круг-розетка на полотенцах и рубахах, то многогранник или ромб. В любом случае эти знаки олицетворяли символ плодородия, продолжения жизни. Так, например, одна из разновидностей графического изображения солнца - косой крест - знак солнца и огня, называемый в народе "огневцом", означал солнцеворот, смену дня и ночи, вечное продолжение жизни.

Изображение животного в вышивке несло определённое значение, каждое было наделено какими-либо качествами. Так, изображение оленя, олицетворяло представление о счастье, добре, о свете, оно помогало преодолеть беду. Олень изображался как отдельной крупной фигурой, так и в виде повторяющихся мелких фигурок, и вышивался росписью или крестом белыми и красными нитями. Фигура оленя часто встречалась в узорах полотенец, скатертей, на головных уборах замужних женщин, охраняя хозяйку. Также сильным животным, отгоняющим злые силы, считался конь, его изображение вышивалось на различных предметах.

Птица ПаваПтица - этот знак вбирал в себя множество значений, непременно доброго содержания. Две птицы, изображённые на концах свадебного полотенца сулили согласие между будущими супругами. Символ птицы соотносился и с женским началом - с образом матери, охраняющей своих птенцов, обустраивающей гнездо, трудолюбивой хозяйки. Изображение птицы вышивали отдельно крупным планом, либо оно входило в состав сложной композиции. В вышивке Каргополья встречается изображение птицы - павы, которая всегда изображалась в профиль, поднятым крылом и огромным хвостом, и являлась символом счастья и любви.

Часто встречается изображение женской фигуры. Так на полотенцах можно встретить сюжет с женской фигурой с поднятыми вверх руками в центре, по сторонам от которой либо два всадника, либо две птицы. В любом случае, центральной фигурой в композиции являлась фигура женского божества, её изображению в народной вышивке русского Севера отводилось особое место. Образ женской фигуры являлся символом плодородия, жизненного благополучия.

В вышивке большое место занимали сюжетные мотивы, сюжеты обычно были сгруппированы в двух-, трёхчастные композиции. Приём многократного повторения фигур образовывал орнамент бордюров. Расположение орнамента на изделии определялось традицией и соблюдалось из поколения в поколение.

Источники Григорьева, Г. А. Вышивка / Г. А. Григорьева // Ткани и одежда Поморья в собрании Соловецкого государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника : кат. / Соловец. гос. ист.-архитектур. и природ. музей-заповедник, Всерос. худож. науч.-реставрац. центр им. акад. И. Э. Грабаря, Арханг. фил. - Архангельск : Правда Севера, 2000. - С. 17-23. Фалеева, В. А. Женский персонаж в русской народной вышивке / В. А. Фалеева // Фольклор и этнография Русского Севера : сб. ст. - Л., 1973. - С. 119-132. Широкова, Г. Волшебным языком узора / Г. Широкова // Очаг. - 1995. - № 2. - С. 82-86.
Источник: http://www.cultnord.ru/Uzory_severnogo_ornamenta.html


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:



Канва с нанесенным рисунком для вышивки «Матренин Посад» Феникс рисовать поэтапно


Вышивки крестом архангельск Вышивки крестом архангельск Вышивки крестом архангельск Вышивки крестом архангельск Вышивки крестом архангельск Вышивки крестом архангельск Вышивки крестом архангельск Вышивки крестом архангельск


ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ